Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее

Правда ли, что эмоциям не место на работе? Многие отвечают утвердительно, однако эмоциональные переживания от этого никуда не деваются. Поэтому верная постановка вопроса будет такой: почему важно управлять эмоциями в рабочем коллективе?

Зачем человеку эмоции

Эмоции — это психические процессы, которые являются реакцией на внешние обстоятельства. Это можно заметить по поведению детей, которые начинают кричать и топать ногами, если что-то вызывает у них гнев и чувство протеста. Взрослые люди переживают те же чувства, однако способны осознанно выбирать стратегии поведения, вместо того чтобы сразу переходить к действиям.

Эмоции поставляют нам быстрые, но иногда слишком безапелляционные программы действий. В первобытные времена это могло спасти человеку жизнь. Однако в наше время мир стал намного сложнее, и для того, чтобы справиться с проблемой, нельзя просто убежать от неё или ввязаться в драку.

Что такое эмоциональный интеллект

Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1960-х годах в работе психолога Майкла Белдока, посвящённой выражению переживаний. Если традиционные тесты IQ измеряют логику, способность рассуждать и математические навыки, то эмоциональный интеллект, или EQ (emotional quotient), позволяет успешно использовать эти качества.

Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Психологи признают, что запретить себе эмоции невозможно, мало того, такая практика чревата неврозом. А вот распоряжаться эмоциями — в наших силах.

Чтобы отреагировать «эмоционально умным» способом, нужно осознать, что произошло, принять своё переживание и направить энергию на то, на что можешь повлиять. Кроме того, развитые социально-эмоциональные навыки позволяют успешно выстраивать отношения с окружающими.

Эмоциональный интеллект сегодня попадает во всевозможные списки компетенций XXI века, без которых в будущем не обойтись на рынке труда. Его относят к мягким, или некогнитивным навыкам. То есть таким, которые связаны с межчеловеческими взаимодействиями и нужны в любой сфере профессиональной деятельности, вне зависимости от того, занимаетесь ли вы разработкой ПО или работаете шеф-поваром.

Какая польза от EQ на рабочем месте

Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. По словам американской специалистки в области организации труда Джуди Белл, коллективы, в которых EQ высок, имеют более высокую производительность, потому что специалисты лучше взаимодействуют между собой. В компаниях, где этот показатель низкий, отмечают более высокую «текучку», низкую производительность и снижение продаж.

О том, что дела с эмоциональным интеллектом в коллективе обстоят плохо, свидетельствуют частые вспышки гнева сотрудников, конфликты, непонимание специфики работы соседних отделов и конкретных коллег, а также сложности во взаимодействии с заказчиками и подрядчиками. В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения. Справедливо ли оправдание «нет времени на расшаркивания», если из-за невнимания к своим и чужим переживаниям производительность так сильно падает?

В книге «Другой разум» эксперт в области эмоционального интеллекта Харви Дойчендорф обращается к данным проведенного Йельской школой менеджмента исследования, согласно которому 24% опрошенных сообщают, что постоянно чувствуют раздражение на работе. Дойчендорф отмечает, что «сотрудники могут давать только то, что получают сами», а здоровая корпоративная культура — прямой путь к довольным клиентам.

Казалось бы, все эти вещи, которые звучат как аргументы «за всё хорошее против всего плохого», понятны на интуитивном уровне, а значит, не требуют специальных умений и теоретических исследований. Однако, если бы всё было так просто, мы не попадались бы в однотипные ловушки и никогда не выходили бы из себя.

Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу.

Специалист берет на себя слишком много

Проблема. Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна.

Решение. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму. Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. Смыслы. Энергия» Ян Мульфейт и Мелина Кости приводят статистику, согласно которой «80% руководителей не отдавали себе отчёта в собственных навыках и талантах». По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга. Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря.

Совещания заканчиваются ссорами

Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения.

Решение. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи (а значит — нас самих) не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1) спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2) понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить.

Заказчик хочет странного

Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми?

Решение. Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения. Можно согласиться и сделать продукт, за который будет стыдно, либо вступить в спор, отталкиваясь от конкретных деталей, и, возможно, лишиться клиента. Однако главное — понять, что именно нравится другой стороне в приведенных примерах, и помочь верно сформулировать запрос. Велика вероятность, что самым ценным является вовсе не устаревший дизайн или неудачное техническое исполнение, а нечто совсем другое. Нащупав основную ценность, можно правильно поставить задачу.

Таким образом, современная наука не отодвигает переживания на задний план, а внимательно изучает. При этом эмоциональный интеллект относят к обязательным качествам профессионалов, а его развитие — к важным для успешной работы практикам.